baldomer (baldomer) wrote,
baldomer
baldomer

Чудо советского автопрома — «Запорожец»

Запорожцу  моего соседа по даче посвящается. Им же кстати и навеяна идея этого поста. Увидев его в очередной раз этой весной в соседском сарае, я откопал на бескрайних просторах интернета следующую информацию. Надеюсь, вам будет любопытно это прочесть.

Запорожец






Советские модели автомобилей ЗАЗ стали по-настоящему знаковыми: доступность, дешевизна и весьма неплохие для своего времени технические характеристики сделали «горбатые» и «ушастые» действительно народными автомобилями. Стоили «Запорожцы» в несколько раз дешевле «Москвичей» или «Жигулей», не говоря уже о «Волгах». Популярности продукции ЗАЗ прибавляли и различные модификации — именно эти автомобили сделали возможным пользование персональным транспортом для инвалидов.

Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец».

Запорожец

Конечно, в силу разных обстоятельств «Запорожцы» начали устаревать уже к 70-м годам прошлого века, и в наши дни стали по большей части объектами шуток. Не в последнюю очередь такое отношение к ним сложилось из-за своеобразного внешнего вида. Однако, если углубиться в историю, можно обнаружить, что появление такого любопытного дизайна было обусловлено вполне логичными мотивами создателей.

Легковые автомобили новой модели «ЗАЗ-968М».

«Белка»
В процессе работы конструкторский гений сотрудников НАМИ выдал множество любопытных вариантов будущего автомобиля. Однако, пожалуй, самый интересный проект родился в сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом. Письма с просьбами о создании компактной машины для массового потребителя приходили и в адрес руководства этого предприятия, и с подачи местного конструктора Федора Алексеевича Реппиха здесь началась работа над машиной, которая могла стать самым оригинальным образцом советского автомобилестроения.

Запорожец

Немного предыстории
Идея советского «народного» автомобиля стала набирать популярность в 50-х годах. На это же десятилетие приходится и идея массового строительства жилья, чуть позже вылившаяся в возведение повсеместных «хрущевок». Именно в это время, когда народ перевел дух от военных лет, появился запрос на скромные, но доступные блага — чтобы было, что называется, «дешево и сердито». В плане транспорта этот социальный запрос можно было бы сформулировать так: небольшой и недорогой автомобиль для двух-четырех человек, хоть даже что-то среднее между мотоциклом и автомобилем.

Запорожец

В конечном итоге именно наличие такой потребности и привело к созданию «Запорожца». Первоначально производство таких машин планировалось наладить на МЗМА, однако конвейеры «Москвича» были загружены другими моделями, и было принято решение адаптировать для этой цели завод «Коммунар», ранее производивший сельскохозяйственную технику. Позже его переименовали в Запорожский автомобилестроительный завод. Разработкой же прототипа будущего «Запорожца» занялся Научный автомоторный институт (НАМИ), сотрудниками которого было разработано немало легендарных моделей отечественного автопрома.
На облик не только итогового варианта, но и множества прототипов «Запорожца» повлиял ряд факторов. Во-первых, потребность создать компактную микролитражку, способную «выживать» в непростых природных условиях разных уголков СССР, обязывала создателей сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов в конструкции автомобиля. Во-вторых, всеобщей тенденцией мирового автомобилестроения тех лет было создание двухдверных заднемоторных седанов: большинство советских машин привычной четырехдверной конструкции было на тот момент скорее «исключением из правил».

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Автомобили «ЗАЗ-968″.

Запорожец

На главном сборочном конвейере автозавода «Коммунар».

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Запорожец

Автомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец».


Запорожец

Tags: интересные факты
Subscribe

promo baldomer march 3, 2014 10:00 1
Buy for 10 tokens
Рад, что Вы решили разместить промо в моем журнале. Прошу Вас проявлять корректность и не размещать материалы оскорбительного характера, разжигающие личную и межнациональную вражду, а также соблюдать общепринятые приличия. Спасибо!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments